Прежде чем начать заниматься бизнесом в одной из англоговорящих стран, важно познакомиться с культурой его ведения на территории выбранного государства. Многие аспекты делового этикета и стиля общения между людьми могут сильно отличаться от того, к чему мы привыкли в России. Чтобы избежать неловкой ситуации в офисе, прочитайте небольшое руководство для желающих наладить деловые контакты в Великобритании.
Бизнес-культура и деловой этикет тесно связаны между собой. Под этикетом понимают нормы поведения на работе, деловых встречах, дипломатических приёмах. Обратите внимание, как ведут себя ваши коллеги. Всегда ли они проявляют к вам уважение?
Соединённое Королевство включает в себя четыре отдельных части. Это Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Каждая из них обладает своим историческим и культурным наследием, поэтому, общаясь с британскими деловыми партнёрами, будьте очень тактичны и внимательны, особенно, если не уверены, что они родом из Англии. Ни в коем случае не затрагивайте тему наций и выражайтесь предельно корректно!
Подготовьтесь заранее
Британские бизнесмены отлично подготовлены. Они считаются одними из самых успешных предпринимателей в мире. Во время учёбы будущие специалисты получают суперсолидную теоретическую и практическую базу по вопросам стратегии и тактики ведения коммерческих переговоров. Любые сделки ведутся с привлечением информационно-статистических данных. Перед подписанием контракта каждая позиция оценивается и строго фиксируются. Вам придётся какое-то время ждать ответа. Знаменитая поговорка “Семь раз отмерь, один раз отрежь”, вероятно, родилась на островах туманного Альбиона.
Будьте пунктуальны
Британцы очень пунктуальны и строго придерживаются времени, установленного регламентом встречи или мероприятия. Никогда не опаздывайте и не приходите задолго до указанного срока! Наиболее оптимальный вариант — 5 минут до начала мероприятия. Вам хватит времени поздороваться со всеми и выбрать удобное место за столом. На заметку! Переговоры на английском языке для тех, чей родной язык не является английским – дело непростое. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы, чтобы в процессе дальнейшей работы не возникло недоразумений. Беседа должна вестись легко и непринужденно. Исход сделки практически всегда зависит от общего впечатления о представителе компании, присутствующем на бизнес-встрече.
Внимание! Без эмоций!
Лаконичность и чёткость – вот девиз бизнес-этикета в Англии. При построении деловых отношений старайтесь ограничиваться только официальным общением, как это делают английские бизнесмены. Встретившись с кем-то из них в первый раз, достаточно просто крепко пожать друг другу руки и сразу перейти к делу. Обмен визитными карточками при этом не обязателен. В Великобритании он не является особой церемонией. Однако если вы всё же получили визитку в конце встречи, бегло взгляните на неё и уберите в карман пиджака. Будьте сдержанны! Избегайте бурных проявлений эмоций, восторженных возгласов, активной жестикуляции. В английском языке есть специальное выражение — stiff upper lip / жёсткая верхняя губа. Для англичан это символ величайшей выдержки и самообладания человека. Англичане также очень дорожат личным пространством, поэтому всегда держите дистанцию и никогда не хлопайте иностранного коллегу по плечу, даже если ваше сотрудничество длится уже много лет.
В Великобритании только врачи и духовенство используют свои профессиональные или академические титулы в бизнесе. Разговаривая с деловыми партнёрами, всегда обращайтесь mister / господин, miss /мисс, missis / миссис.
Корпоративные мероприятия
Для сближения с другими представителями деловой среды англичане часто организовывают корпоративные ланчи. Правилом хорошего тона для всех приглашённых является ответная организация подобного мероприятия.
Всё с юмором
Юмор – неотъемлемая часть жизни каждого англичанина. Очень сложно переоценить важность этой составляющей в разных ситуациях, включая ведение бизнеса. Юмор используется как защитный механизм или средство для снятия напряжения. Если вы не поняли шутку или ироничное замечание вашего партнёра, то не стоит акцентировать на этом внимание. Улыбнитесь в ответ и продолжайте разговор.
По одёжке встречают…
Крупные английские компании, особенно финансовые корпорации, придерживаются консервативного стиля в одежде. Из рабочего гардероба исключаются джинсы, футболки с надписями и картинками, шорты, мини-юбки, открытые платья, кофты с капюшоном, спортивная одежда и обувь. Основные цвета – чёрный, тёмно-серый, тёмно-синий. Официальный приём, бизнес-встреча, производственное мероприятие – это всегда тёмный костюм, белая рубашка, галстук, деловое платье для женщин с длиной юбки чуть выше колена и ниже, минимум аксессуаров. Business formal / Формальный деловой стиль — самый строгий.
В обычные дни допускается классический трикотаж, мужские рубашки без воротника, «женственные» закрытые блузки, свободного кроя брюки и юбки. Галстук, костюм или пиджак не обязательны. Ничего лишнего – элегантная простота, баланс, отсутствие какой-либо вычурности. Это Business casual / Повседневно-деловой стиль одежды.
Допускается ещё один вариант – изысканный Smart Casual. Это мягкие очертания, элегантные силуэты, спокойная цветовая палитра. Современные модели пиджаков, узкие юбки и жилеты, претенциозные галстуки, шейные платки и шарфы, перчатки из тонкой кожи, дорогие часы-браслеты – своеобразный офисный шик.
После рабочего дня
Обсуждать с коллегой проблемы на работе, после окончания трудового дня – признак дурного тона. Даже за кружкой пива в пабе или на дружеском семейном ужине. Это время, когда у вас есть возможность узнать о человеке больше – увлечения, хобби, привычки. На такой встрече «без галстуков» можно расспросить собеседника об интересных местах, достопримечательностях, национальных традициях, особенностях английской кухни. Не забывайте правильно пользоваться столовыми приборами! Не перебивайте говорящего, иначе вас сочтут плохо воспитанным человеком.
Перечислить все тонкости и нюансы бизнес-культуры Великобритании в рамках одной статьи довольно трудно. Обязательно найдётся пункт, который мы не указали. Однако даже вышеперечисленные несложные правила общения в английской деловой среде обязательно принесут свои плоды во время рабочей поездки в Британию.
Сравнительные и превосходные степени прилагательных и наречий являются неотъемлемой частью...
В бизнесе, как и в любой другой области, использование идиом — это не просто способ общения, но и...
Менеджеры по продажам (Sales Manager) играют важную роль в современном бизнесе. Их основная задача...
В мире, где все куда-то торопятся, рабочая почта и корпоративные чаты все чаще используются...